Ежовик желтый (Hydnum repandum)
Шляпка:
Желтоватого цвета (от почти белого до оранжевого — в зависимости от условий произрастания), гладкая, диаметром 6-12 см, плоская, с загнутыми вниз краями, часто неправильной формы, нередко срастается со шляпками других грибов. Кутикула не отделяется. Мякоть беловатая, толстая, плотная, с приятным запахом.
Спороносный слой:
На обратной стороне шляпки имеют место заостренные шипики, которые легко обламываются и осыпаются. Цвет — несколько бледнее, чем шляпка.
Споровый порошок:
Белый.
Ножка:
Длина до 6 см, диаметр до 2,5 см, цилиндрическая, спложная (иногда с кавернами), часто расширенная у основания, несколько бледнее шляпки.
Распространение:
Растет с июля по октябрь (в основном — в августе) большими группами в лиственных, хвойных и смешанных лесах, предпочитая моховой покров.
Сходные виды:
На Ежовик желтый сильно похож на Ежовик красновато-желтый (Hydnum rufescens), который отличается меньшими размерами и красноватым оттенком шляпки. Но чаще всего Hydnum repandum путают с Лисичкой обыкновенной (Cantharellus cibarus). И это не так страшно. Плохо другое: видимо, считая Ежовик желтый несъедобным грибом, его за сходство с народной лисичкой ломают, сшибают и топчут. Дебилы, а?
Съедобность:
Нормальный съедобный гриб. На мой взгляд, совершенно неотличим от лисички. Все источники указывают, что в пожилом возрасте Ежовик желтый горчит, а посему и несъедобен. Делайте что хотите, но я ничего подобного не заметил, хотя и старался. Наверное, горечь ежовика — это что-то из разряда несъедобности рыжика елового. «Бывает.»
Замечания
Всё это, конечно, очень субъективно, но для меня Hydnum repandum был и остается своего рода «почти лисичкой». Вроде потребительские качества совершенно такие же, а — немножко не то. Немножко, самую малость, но не то. И крошится он не в пример охотнее, и суховатый какой-то — лисичка сама по себе резина резиной, а тут еще и суховатость, — и черви его едят, пусть не очень охотно, но бывает… И еще пишут, горчит он иногда… Но, как бы то ни было, гриб этот все равно относится к хорошим и надежным. И ужасно обидно бывает находить целые плантации ежовика, побитые, потоптанные, поломанные… Причем всегда видно: ломали специально. Не просто под ногу подвернулся. Эх, думается в такой момент, повстречать бы любителей…
Впрочем, бывало, и встречал. Однажды встретилась мне на лесной тропинке пара грибников, дед и бабка, оба дачники. И я с корзинкой, наполовину желтой от ежовиков. Разговорились по поводу дорог и направлений. Дед подошел ко мне, заглянул в коризину, произнес: «Да ты поганок каких-то набрал!», и вознамерился помочь мне освободиться от подозрительных грибов. И тут я понял, чьими же художествами пестрит весь лес…
Полагаю, вы понимаете, как я на это отреагировал. Одно жалко — при этом были свидетели. Были свидетели, и поганый дед по заслугам так и не по